Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2019 » Февраль » 13 » "Московский комсомолец": У краха глаза велики
10:33
"Московский комсомолец": У краха глаза велики
Кто быстрее и с меньшими потерями выкарабкается из экономической ямы — Россия или Запад?
 
Точки зрения на этот вопрос радикально разделились. В США и Европе многие откровенно злорадствуют: типа кризис вновь вернет Московию в то незавидное состояние, в котором она пребывала в прошлое десятилетие. В Кремле и нашем Белом доме на это отвечают: не дождетесь!
 
Кто же прав? “МК” решил “столкнуть лбами” двух авторитетных экспертов. В “синем углу ринга” — Андерс ОСЛУНД, старший научный сотрудник Института мировой экономики Питерсона в Вашингтоне и яростный критик Кремля. В “красном углу ринга” — Игорь ЮРГЕНС, председатель правления возглавляемого лично президентом Медведевым Института современного развития в Москве. Выводы об исходе “боя” каждый может сделать сам.
 
Андерс ОСЛУНД: “Реакция российского правительства на кризис абсолютно несостоятельна”
 
— Г-н Ослунд, канцлер ФРГ Меркель недавно возложила всю вину за нынешний мировой кризис на США и предупредила о возможности другого глобального кризиса через пять лет. Каков ваш комментарий?
 
— Да, основной причиной нынешнего кризиса была “спущенная с цепи” монетарная политика в течение последнего десятилетия. И прежде всего это действительно относится к Соединенным Штатам. Но не только к ним. То же самое наблюдалось и в Японии, и, собственно, по всему миру, включая Россию. Напомню, что в вашей стране на фоне громадного разбухания денежной массы реальная доходность банковских вкладов была отрицательной.
 
— То есть с мнением, что Россия всего лишь заложник тяжелой мировой экономической ситуации, вы не согласны?
 
— Нынешний кризис действительно глобален и ударил по всем странам. Но почему, как вы думаете, он особенно тяжело поразил Россию? Неадекватная политика в сфере обменного курса рубля — это раз. Неразвитость финансового сектора — это два. Доминирование громадных государственных корпораций в экономике — это три. Все эти проблемы Россия может, должна и будет решать самостоятельно.
 
— И насколько пока нам это удается?
 
— Реакцию российского правительства на экономический кризис можно назвать совершенно несостоятельной. Правительство продолжает отрицать реальность и винить в своих проблемах исключительно внешний мир. Между тем кризис разоблачил слабые стороны именно российской экономики. Правительство страны не провело ни одной достойной упоминания структурной реформы аж с 2003 года. Процесс преобразований был фактически остановлен из-за “нефтяного проклятья”. Ничего не делалось и для борьбы с возрастающей коррупцией. Адекватной была лишь фискальная политика правительства, которая привела к значительному профициту бюджета и большим накопленным резервам.
 
— А как именно отсутствие структурных реформ сказалось на антикризисной устойчивости нашей экономики? Ведь сейчас лихорадит и страны, где со структурными реформами вроде все в порядке…
 
— Если называть вещи своими именами, то фондовый рынок сейчас фактически вынес “вотум недоверия” контролируемым государством корпорациям типа “Газпрома”, “Роснефти” и ВТБ. Эти компании по-прежнему обладают привилегированным доступом к государственным ресурсам. Но, несмотря на это, капитализация, например, “Газпрома” рухнула с 350 миллиардов долларов в мае до 70 миллиардов сейчас.
 
Провал попыток создать внутренний финансовый рынок оставила Россию фактически беззащитной перед лицом риска резких колебаний валютных курсов. При этом Россия еще и не установила плавающий курс рубля — ничего не добившись, вы попусту растратили огромные валютные резервы.
 
— А разве реально было создать развитой внутренний финансовый сектор с “длинными деньгами” за 5—7 последних “сытых” лет? Разве для этого не требуется гораздо больше времени?
 
— Если говорить о российской банковской системе, то корень проблем в ней, по моему мнению, уходит в 1998 год. Занимавший тогда должность председателя Центробанка Виктор Геращенко проводил дискриминационную политику в отношении частных банков. Это привело к фундаментальной проблеме. Почти половина вашей банковской системы принадлежит пяти огромным государственным банкам, которые фактически вытеснили частные банки из сектора. Банковское законодательство у вас, безусловно, лучше, чем, скажем, на Украине. Но банковская система как таковая, безусловно, хуже.
 
Все последние годы частный сектор в России страдал из-за острого дефицита на внутреннем рынке финансовых услуг. Частные банки слишком маленькие. А большие государственные — слишком плохо работают. Большие госкомпании тем временем ударились в бездумное и неосторожное одалживание денег за рубежом.
 
— Как долго, по вашему прогнозу, будет длиться мировой экономический кризис? И насколько сильно упадет уровень жизни — в той же России, например?
 
— Нынешний финансовый кризис — самый серьезный со времен Великой мировой экономической депрессии 1929—1933 гг. Мы ожидаем, что мировой ВВП будет падать в течение трех лет. Для кризиса такого масштаба это нормально.
 
Теперь об уровне жизни. Во время серьезных кризисов в сфере финансов и жилищного строительства на Западе после Второй мировой войны ВВП падал в среднем на 5%. Но, как уже было сказано выше, нынешний кризис — не чета своим предшественникам. Поэтому падение “всего” на 10% будет уже большим достижением. Причем России при этом придется тяжелее, чем многим другим, в силу ее крайней зависимости от экспорта цена нефти поднимается до приемлемого для России уровня в 60—65 долларов за баррель. При таком сценарии в 2009 году нас ждет рост в 0 или даже 1—2%. Если же ничего из этого так и не материализуется, то страна столкнется с массовой безработицей и развитием событий по самому кризисному варианту.
 
В любом случае, не стоит делать из нас невежд, которые во что-то попали и не понимают, во что именно. Я настроен несравненно более оптимистично в отношении наших адаптационных возможностей. Россия переживала кризисы и похлеще, и поглубже этого. Конечно, такие кризисы иногда вносятся в наш дом нами самими. Как известно, пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Все это, к сожалению, наши национальные черты. Зато теперь реформы в России будут ускорены кризисом. В этом для нас и заключается его положительная сторона.
Просмотров: 183 | Добавил: cartupho1971 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  •  
     
    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz